Искусственный интеллект — это помощь, но он не заменит врача: Интервью с HR-директором сети салонов оптики “Очкарик”
Мы задали несколько вопросов на актуальную тему искусственного интеллекта директору по персоналу сети салонов "Очкарик" и выяснили, как медицинские работники относятся к его внедрению и как часто им пользуются.
Добрый день, Алина Николаевна. Расскажите нам, пожалуйста, немного о себе. В каких компаниях вы работали и где вы работаете сейчас?
Я более 20 лет являюсь директором по персоналу. Работала в различных областях: это IT, development, производство, медицина, клиническая медицина. И сейчас работаю в рознице, в сети салонов оптики “Очкарик”.
Расскажите, в каком месте работы и каким образом вы впервые столкнулись с внедрением ИИ?
Первое место работы, где можно было бы говорить о полноправном использовании искусственного интеллекта - медицина.
Медицина в плане чтения рентгеновских снимков, снимков томографии и КТ, ибо искусственный интеллект, в силу своей обработки информации, значительно быстрее и качественнее может определить отклонения, выявить заболевание и описать его, он не может ошибиться или отвлечься, а в данном случае большую роль играет человеческий фактор. Часть врачей хорошо разбираются, допустим, в каких-то опухолях головы, но при этом не очень хорошо читают органы желудочно-кишечного тракта.
Искусственный интеллект — это помощь, но он не заменит врача.
У искусственного интеллекта нет того, что называется интуицией, а именно знания и опыт, когда по совокупности некоторых факторов живой доктор определяет заболевание, которое, казалось бы, не имеет никакого отношения к тому анамнезу, который он собрал с пациента.
Какие опасения или вызовы связанные с внедрением ИИ вы видите с точки зрения персонала?
Почему врачи негативно относятся к искусственному интеллекту? Прежде всего потому, что врачи не доверяют друг другу.
Врачи несут ответственность за тот диагноз и лечение, которое они назначили. И, конечно же, они с недоверием относятся к искусственному интеллекту, просто потому что в данном случае речь не только о врачах, а о всех профессиях, где люди боятся, что искусственный интеллект может их заменить.
Если мы говорим о других областях, допустим, мы говорим об одном из мест моей работы, это научный исследовательский институт технической физики и автоматизации. Там немного другое отношение к искусственному интеллекту.
Это возможность быстро и качественно осуществить какие-то операции, не тратя на это огромное количество ресурса времени, не изучая что-то, не просиживая в интернете. Тебе искусственный интеллект достаёт информацию, просчитывает какие-то объекты, но опять же, мы делаем оговорку на проверку.
Если мы говорим о неком внедрении искусственного интеллекта и каких-то элементов роботизации, автоматизации в жизнь, это уменьшает количество ошибок, технических ошибок. Это уменьшает, увеличивает время реагирования. Это способствует быстрому решению задач. Но при этом, конечно, люди, особенно люди старшего поколения, с недоверием относятся к искусственному интеллекту, не понимая всех принципов и глубины его работы, и, наверное, не до конца понимая, как можно машину, компьютер, обучить работать, то есть не понимая, насколько обучение компьютера соотносится, допустим, с обучением ребёнка.
Кто несёт ответственность за результат, если ответ искусственного интеллекта оказался неверным?
Наиболее остро, как я уже говорила, этот вопрос стоит в медицине. Кто отвечает за поставленный диагноз и назначенную схему лечения? То же самое мы достаточно много слышим в средствах массовой информации о использовании искусственного интеллекта в управлении, допустим, автомобилем. Кто несёт ответственность, если автомобиль, допустим, сбил пешехода или попал в аварию?
Искусственный интеллект, как, собственно, компьютер, не может нести ответственность. Кто несёт? Его разработчик? Спорный вопрос. Поэтому вот эти вот правовые коллизии, которые ещё по понятным причинам не урегулированы, они, конечно, создают дополнительное недоверие к искусственному интеллекту и к его использованию, внедрению в жизнь. А так, ну, это прекрасная возможность написать какой-то текст, какую-то основу для какой-то работы. Да, её человек дорабатывает, но возможность быстро, качественно выполнить черновую работу, ну это же замечательно, у вас освобождается время для использования его в чем-то другом, в творчестве, в созидании.
Какова роль отдела персонала в процессе внедрения ИИ? Может быть вы этим управляете или помогаете людям принять то, что появление искусственного интеллекта в рабочих процессах неизбежно?
Я считаю, что мы являемся популяризаторами искусственного интеллекта, и вот почему.
Сейчас стоит вопрос о острой нехватке персонала везде. Искусственный интеллект может решить часть вопросов: он, например, может вам ответить вместо оператора.
Это, конечно же, популяризация в плане того, что искусственный интеллект ещё достаточно долго не заменит нас всех, но надо понимать, что часть профессии действительно может уйти с расширением использования ИИ, но люди могут переучиться на что-то другое, на то, куда ещё интеллект искусственный не добрался и заодно поменять привычный вид деятельности или сменить специализацию.
Конечно, это создаёт людям излишние проблемы, и одно дело, когда вы конкурируете за рабочее место с другим человеком, а когда вы конкурируете за рабочее место с искусственным интеллектом - это может показаться унизительно. Элементы искусственного интеллекта внедряются даже в работу HR-подразделения, ну, допустим, это распознание текста, это формирование документа, это ответы на вопросы и анализ коммуникации с кандидатами. Это возможность быстро и качественно работнику, задав голосом вопрос, получить ответ в личном кабинете сотрудника, допустим, по остатку его отпусков, по предстоящим праздничным дням, по режиму работы.
То есть, когда ИИ отвечает на простейшие вопросы, не делает при этом кислое недовольное лицо, что он вынужден отвечать в 150-й раз, хотя уже это всем объяснили. В этом плане, конечно, искусственный интеллект очень отличается от людей тем, что он не высказывает недовольство, он не устаёт, и ему не нужны перерывы.
И опять же, я думаю, что ещё достаточно долго и на начальных этапах, и в дальнейшем это все-таки контроль человека за тем, что создаёт искусственный интеллект. Хотя поражает возможность за секунды решать то, что мы решаем и делаем часами.
Какие инструменты или технологии ИИ вы используете для оптимизации работы?
Да, элементы есть. Я люблю создавать тексты. В работе HR достаточно много обращений к сотрудникам, каких-либо презентаций, анонсов, разъяснений. А когда тебе искусственный интеллект пишет текст, который тебе потом нужно немного доработать, а не разработать с нуля - это очень удобно.
Это поздравительные открытки и какие-либо ролики с использованием искусственного интеллекта для сотрудников.
Если раньше мелкие или монотонные задачи либо откладывали, либо передавали подчиненным - сейчас же очень просто оптимизировать свою работу.
Как ИИ изменяет требования к навыкам сотрудников? Какие новые навыки и компетенции становятся наиболее востребованными в вашей компании в связи с использованием ИИ?
Это умение коммуницировать с компьютером, работать с искусственным интеллектом.
Мы сейчас знаем, что есть искусственный интеллект, который великолепно обрабатывает голос, прекрасно переводит и создает тексты, а есть искусственный интеллект, который, может быть, не так великолепно создает тексты, но при этом не выдумывает и собирает точные факты.
Это не верить на слово искусственному интеллекту. Это тоже навык, да?
Перепроверять факты, которые были получены искусственным интеллектом. Но самое главное — это умение работать с программным обеспечением. Даже, наверное, в тех профессиях, в которых раньше это не встречалось. Если раньше копирайтеру нужно было сидеть и сочинять тексты, то теперь он какие-то шаблоны может сделать с использованием искусственного интеллекта, то есть ему в любом случае нужно осваивать программное обеспечение. Наверное, именно поэтому это вызывает массу негативной реакции.
Всё-таки нам свойственна негативная реакция на всё новое, потому что мы боимся. Страх порождает негативную реакцию. Боимся мы, потому что боимся показаться неумелыми, глупыми, несовременными. Боимся попасть впросак. Всё это вызывает у нас недоверие и агрессию.
Можете ли вы нам рассказать какую-нибудь рабочую историю, связанную либо с процессом внедрением искусственного интеллекта, либо его использованием?
Как поздравить человека, которого поздравляют всё время?
Каждый год HR ломает себе голову над тем, что же нам сделать сегодня для того, чтобы поздравить собственника компании. И в данном случае с использованием искусственного интеллекта было написано само поздравление. Да, конечно, искусственному интеллекту давались вводные и об образовании человека, и о его увлечениях, и о той области, в которой он работает, но тем не менее текст был написан.
Задумка была такая: придумать поздравительный текст, распределить его по кусочкам между работниками и записанные видео обработать с помощью видеоредактора ИИ в мультяшном стиле.
Если бы, наверное, все это мы делали без искусственного интеллекта, кино бы тоже получилось, но оно было бы обычным и не запомнилось как что-то особенное. А это была новинка. И, как мы понимаем, на базе одного и того же ролика снятого живым человеком можно создать, сгенерировать массу всего интересного, поменяв и изображение, и голос, и, наверное, ещё что.