Трансформация рэпа в России
«От андеграунда до главных сцен: как трансформировался российский рэп в последние десятилетия»
Как все зарождалось
Русский рэп начал свое развитие еще в эпоху СССР, точнее в 1980 году, когда появились первые дискотеки по всей стране. В 1984 году, благодаря фильмам «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2: Электрическое бугало», в России начала пробиваться танцевальная культура хип-хоп, граффити и, конечно же, рэп. В 1984 году диджей студенческих дискотек Александр Пак с группой «Час Пик» записал первый рэп-альбом. Следующим рэп-сообществом, появившимся в России, стала группа D.M.J, зародившаяся в 1986 году. Группа существовала восемь лет и за этот период выпустила два рэп-альбома: «Rap of Power» в 1992 году и «Этот мир мой» в 1993 году.
Девяностые
В 1990-х годах рэп начал зарождаться и получать популярность в России, что привело к возникновению большого количества рэп-коллективов. Среди наиболее ярких представителей российского рэпа можно отметить следующих исполнителей и группы:
Влад Валов (Шеff) - рэп-исполнитель и основатель проекта Bad Balance. Многие считают, что именно они стояли у истоков развития рэп-культуры в России.
Богдан Титомир также внес свой вклад в развитие рэп-культуры того времени. Его песня "Делай как я" на долго оставалась в плейлистах россиян.
Андрей Цыганов, известный как Мистер Малой, также является одним из первых рэп-исполнителей в России. Он стал известен благодаря треку "Буду погибать молодым", который впоследствии стал "гимном поколения 90-х".
Огромную роль в истории русского рэпа сыграла группа "Кирпичи". Эта рок-группа исполняла множество хип-хоп композиций, а особый вклад внес лидер коллектива Вася Васин своими ироническими текстами. Это доказало, что русский рэп - это не только подражание американскому хип-хопу, но и интересные рифмы и звучание.
В то время рэп в нашей стране сильно ассоциировался с командами, такими как D.O.B., где начинал свою карьеру на английском языке Лигалайз. Позже появились KTL DLL, "Рабы Лампы", а также MD&C Pavlov, который выпустил первый рэп-сборник в 1994 году под названием "Ритм у", с талантливым рэпером Дядей Звонким. Также стоит отметить арабский брейк-данс от группы B. People. Все эти музыканты внесли значительный вклад в развитие современной отечественной рэп-музыки.
Расцветание русского рэпа
С началом нулевых в России ситуация в музыкальном мире несколько меняется. Хип-хоп постепенно разделяется на разные направления, которые отличаются по стилистике текстов, характеру аранжировок. Появляются исполнители так называемой новой школы.
В этот период на музыкальной арене встречаются как брутальные речитативы о жесткой пацанской жизни и российской действительности, так и более лайтовые версии — с читками про тусовки и неразделенную любовь
Рэп начинает процветать, биты становятся лучше и качественнее, а текста обретают смысл. Это время считается “Золотой эпохой рэпа”, молодые и амбициозные ребята, ставшие легендами, делали хиты, которые было слышно из каждого двора нашей родины.
Поговорим о культовых артистах двухтысячных и почему они были таковыми
Гуф
Гуф является одним из самых ярких представителей российского хип хопа. Он внес огромный вклад в становление и развитие отечественной музыкальной сцены своим неповторимым звучанием. Он сочетал в себе рэпера, рока и рэп-музыки, что делает его творчество запоминающимся и ярким.
Текст песен Гуфа был честным и отражал реальные проблемы, которые испытывали молодые люди. Он часто обращается к социально-политическим темам и социальным вопросам, что делает его песни важными и актуальными.
Харизма Гуфа была яркой и запоминающейся, привлекающей к себе внимание. Его нестандартный стиль одежды и татуировки сделали его кумиром для молодежи по всему миру.
Гуф тесно сотрудничает с другими музыкантами, например, с Бастой, Слимом и другими исполнителями. Эти эксперименты помогли увеличить аудиторию Гуфа и повысить его популярность.
Гуф, харизматичный и талантливый исполнитель, неизменно удачно проводит свои концерты и активно участвует в музыкальных и социокультурных событиях. Благодаря этому он привлекает огромное количество поклонников и уверенно укрепляет свою позицию на музыкальной сцене.
Однако его влияние не ограничивается только концертными выступлениями. Гуф стал настоящим образцом для подрастающего поколения, влияя на их предпочтения и вкусы. Его музыка и стиль оказали значительное влияние на формирование хип-хоп культуры и становление рэпа как популярного музыкального жанра в России.
Истинной причиной культовой популярности Гуфа является его искренность и способность отражать актуальные темы и эмоции своего времени через музыку. Этим он захватывает сердца слушателей, создавая легендарные треки и оставляя незабываемый след в истории отечественной музыки.
Каста
Каста, российская хип-хоп-группа, была культовой в начале двухтысячных по нескольким причинам:
Пионеры российского хип-хопа: Каста считается одной из первых хип-хоп-групп в России. Их дебютный альбом "Вокруг шум" вышел в 1999 году и оказал огромное влияние на развитие российской хип-хоп-сцены. Группа была одной из первых, кто внес хип-хоп в российскую музыкальную культуру.
Тексты и социальная направленность: Тексты песен Касты обычно были глубокими, социально значимыми и политически актуальными. Группа высказывала свою позицию по различным социальным и политическим вопросам, что делало их музыку интересной для молодежи, особенно тех, кто разделял их взгляды.
Уникальный стиль: Каста разработала свой уникальный стиль, включающий в себя как агрессивные и энергичные треки, так и более мелодичные и задумчивые композиции. Этот разнообразный подход привлекал слушателей с разными музыкальными предпочтениями.
Широкое признание: В начале двухтысячных Каста была одной из наиболее признанных и успешных хип-хоп-групп в России. Они выступали на множестве концертов и фестивалей, и их альбомы имели большой тираж. Это сделало их широко известными и популярными в музыкальном мире.
Влияние на подрастающее поколение: Каста вдохновила многих молодых артистов и стала образцом для нового поколения музыкантов и рэперов в России. Они помогли создать популярность хип-хопа среди российской молодежи, что впоследствии привело к расцвету хип-хоп-культуры в стране.
В целом, Каста была культовой в начале двухтысячных благодаря своей значимости для российской хип-хоп-сцены, выразительным текстам и стилю, а также своему влиянию на молодое поколение и музыкальную культуру страны.
Баста
Баста начал свою музыкальную карьеру в конце 1990-х, но наибольшую популярность приобрел в 2000-х. Его музыка сочетает в себе элементы хип-хопа, рэпа и рока, и его тексты часто являются социально значимыми, отражая различные аспекты российской действительности. Баста активно выступает против социальных неравенств и коррупции, что делает его музыку актуальной и пронзительной.
Важным этапом в карьере Басты было создание группы "Ноггано", в составе которой он совместно с другими рэп-исполнителями выпустил альбом "Уроды и уродини". Этот альбом стал настоящим манифестом против социальных проблем и несправедливостей, что придало новый импульс развитию хип-хопа в России.
Кроме музыки, баста также активно участвует в различных культурных проектах, снимает клипы, и даже режиссирует фильмы. Его творчество оказало влияние на многих молодых артистов и стало важной частью современной российской музыкальной сцены.
Таким образом, в двухтысячных годах баста смог завоевать сердца слушателей своей музыкой и стать важным голосом, поднимающим важные социальные вопросы в России. Его талант и артистичность сделали его одним из самых влиятельных исполнителей этой эпохи.
Кровосток
В двухтысячные начинает набирать популярность криминальный рэп, и олицетворением данного жанра является группа “Кровосток”.
Они создавали образы аморальных и жестоких персонажей, описывали жизнь бандитов, искажали реальность и играли на противоречиях. Их тексты были смелыми, провокационными и грубыми, но также проникнуты черным юмором и иронией.
Музыкально альбом "Река крови" был смесью различных стилей - от хип-хопа до электроники. Она сочетала мощные биты, разрушительные басы и мрачные мелодии, создавая атмосферу напряженности и агрессии.
Кровосток сразу вызвал контрверзии и разделил слушателей. Они стали одной из самых обсуждаемых групп и персонажей русской музыкальной сцены. Некоторые обвиняли их в пропаганде насилия и аморальности, другие видели в них прорыв в российской музыке и искусстве.
Со временем группа стала менять свое звучание и тематику, приобретая больше эстетики и мелодичности. Однако, Кровосток всегда оставался уникальным и непредсказуемым проектом, который продолжал вызывать сильные эмоции и переворачивать представления о русской музыке.
Переворот игры
С появлением социальных сетей рэп начинает набирать все больше и больше популярности, продвижение материала становится проще и доступнее
Переворот игры запустился еще 2012 году и у истоков переворота стоял молодой исполнитель Yung Trappa. Янг траппа В 2012 году выпустил "Jessie Pinkman"- альбом на котором слышен новый для русского рэпа звук, а именно трэп звучание. Текса и образ янг трэппы сильно отличались от, рэп исполнителей до этого. На фоне базового рурэпа-2011 про бутылки с дырочкой и бигсити-падик-лайф этот релиз разительно выделялся: под хлест хэтов в духе T.I., Gucci Mane и других героев юга Трэппа читал про наркотический сироп и славил шикарную жизнь. Образ рэпера знатно отличался от других рэперов того времени. Трэппа был лишен характерной для рэпа тех времен гипер маскулинности: длинноволосый и манерный парень в очках. Выглядел он больше, как панк нежели рэпер. Говоря о его альбоме, он не обрел популярности поскольку люди не поняли нового звука, но Влад (настоящее имя исполнителя) продолжал стоять на своем
У истоков Трэпа на русском так же стоит рэпер Яникс. Исполнитель рос на влиянии западных артистов, тем самым Яникс решает делать другой рэп, отличный от его коллег по цеху. В 2013 году Yanix выпускает альбом "Шоу Улиц Гетто", который становится культовым трэп альбомом в русском рэпе. Янис опережает время своим звучание, сталкиваясь с огромным количеством хэйта, что свойственно новатором, но и обретает свою аудиторию.
2014 год становится переломным для русской хип хоп сцены. Трэп звучание выходит на новый уровень, набирая популярность. Виновниками этого феномена становятся как раз рэперы яникс со своим альбомом "шоу улиц гетто 2" и янг трэппа со своим альбомом "Jessie Pinkman 2". Исполнители набирают, большое количество аудитории и единомышленников, которые в дальнейшем будут подражать им и делать похожее звучание
В тот же период времени на радаре появляется на тот момент никому неизвестный репер фараон. Творчество рэпера начался еще в 2012 году, но определится с направлением пока не мог, все изменилось, когда юноша прожил полгода в Америке. Для себя он открыл такое течение в рэпе как клауд- замедленное минималистично мрачное звучание с мрачными текстами. В этот момент он понимает, что нашел золотую жилу и вдохновившись западными исполнителями "рэйдер клан" и "бонусом" начинает популяризировать этот поджанр в России. Уже в 2013 он выпускает сингл "Cadilak", в 2014 альбом флора, но притока аудитории не было. Все изменилось в 2015 году, с выходом клипа на песню "Black siemens", молодой и загадочный рэпер выходит на абсолютно другой уровень, все начинают говорить о нем делать с ним мемы, масло в огонь подкинула новость о том что молодой рэпер скончался от передозировки наркотиков, но это была лишь пиар компания фараона. Такими темпами рэпер делает поджанр необыкновенно популярным, каждый второй новичок пытается копировать стиль Фараона.
Yungrussia
Yungrussia является культовым объединением тех времен и одним из самых теплых воспоминаний в перед с 2014-2016 год. Его создателями можно считать реперов i61 (Фёдор Приходов) и Boulevard Depo (Артём Кулик). В состав входило несколько объединений: Dopeclvb(доупклаб), DeadDynasty, SABBAT CULT, LITALIMA. Локомотив янг раша считался целой культурой, это не просто шайка рэперов, туда входил так же модели художники, в общем целое молодежное движение. Объединение завоевало первые тысячи сердец своим первым туром по России YUNGRUSSIA SHOWCASE TOUR.
Молодые рэперы не останавливаются только на клауд рэре но и начинают экспериментировать с поджанрами минималистик трэп и трилл. Совместный альбом бульвара дэпо и фараона плакшери и в особенности трэк "5 минут назад" делает рэперов еще популярнее и продвигает второй тур янг раши, попытка минималистичного трэпа стала очень успешной. Второй тур YUNGRUSSIA TOUR EPISODE II стал легендарным и надолго остался в сердцах слушателей надолго, они буквально как снежный ком нарастал с каждым новым городом. Но к несчастью, слушателям объединение распалось после второго тура, разбив тысячи сердец фанатов.
Рэп в наше время
Прошло уже не много не мало 8 лет с тех пор, как рэп игра перевернулась, то звучание, которое казалось свежим в 2015 году уже не актуально, да и коммерция развилась намного лучше, это можно считать как за положительный фактор, так и отрицательный. Положительная сторона очевидна, отрицательной стороной является тот факт, что в 2015 году все были за идею и за творчество, а в музыке была душа и невероятные эмоции, и атмосфера, сейчас же всех интересуют исключительно деньги. Но все же это невероятно сильно помогает развитию рэпа.
Рэп развился еще больше и появилось огромное количество поджанров связанных с рэпом, современные артисты не боятся экспериментировать, совмещая жанры и поджанры. Новые фрэшены все больше и больше популяризируют, те поджанры и жанры, которые только-только появляются в Американской индустрии.
Так же не редкостью стало взаимодействие с зарубежными артистами. Это сотрудничество помогает русским артистам расширить свою аудиторию за пределами России и СНГ. Они получают возможность привлечь новых слушателей из других стран и стать более узнаваемыми на мировой музыкальной сцене. Коллаборации с зарубежными звездами также способствуют обмену опытом и культурой между музыкантами разных стран. Русские рэп-артисты имеют возможность узнать новые техники работы и подходы к музыке, а также расширить свой артистический кругозор. Это может внести свежие и интересные идеи в русский рэп, благодаря чему жанр развивается и эволюционирует.
Уровень и качество звука заметно выросло, любой школьник или новичок может прийти на студию и сделать песню, которая по качеству звука не будет уступать популярным рэперам, но все равно мы еще очень далеко от западных коллег, для нас этот жанр в новинку, толком никто не понимает, что с ним делать, развитие происходит хаотично.
Заключение
Русский рэп сегодня является неотъемлемой частью молодежной культуры и играет важную роль в формировании взглядов и ценностей молодого поколения. Этот жанр музыки стал платформой для выражения мнений, эмоций и проблем, с которыми сталкиваются молодые люди. Он продолжает привлекать все больше талантливых и креативных артистов, которые расширяют его границы и экспериментируют с новыми звуками и стилями. Он остается мощным инструментом для выражения мнений и борьбы за социальную справедливость. Несмотря на некоторые вызовы и препятствия, русский рэп сохраняет свою силу и значимость. Он продолжает вдохновлять молодежь, стимулировать общественный диалог и поднимать важные вопросы. В будущем русский рэп, вероятно, будет продолжать эволюционировать и привлекать все больше внимания как внутри страны, так и за ее пределами.