Чёрная Дыра: "Неожиданно очень душевный фильм"

Я помню, как познакомился с данным шедевром кино ещё в детстве. Мне было лет 7, когда мы с отцом будучи в столице по неотложным делам сидели временно дома из-за непогоды. С интернетом я не был знаком (Моё знакомство с теми же соцсетями в 11 лет произошло вообще) и приходилось смотреть кино либо по телевизору, где редко показывали что-то крутое, либо на старом VHS проигрывателе. И вот как раз одна VHS кассета была найдена мной среди всех. Непримечательная со стороны, но заинтересовавшая своей концепцией. Так и прошло моё знакомство с киновселенной посвящённой Ричарду Риддику.

А как воспринимается фильм с самого начала?

Нас (зрителей) сразу бросают в безумной бурный и неконтролируемый водоворот событий, без особых разъяснений, а что, собственно, здесь происходит? Абсолютно не важно, какая это точка в пространстве. Мы не знаем названий ни системы, ни планет, ни спутников. Но мы видим структуру и механизм работы этой системы, и вовсе не благодаря многозначительным и "очень" информативным титрам или глубокомысленным разъяснениям от главных персонажей. Местная небесная механика раскрывается посредством элементарного настольного планетария. Вот так просто. Без лишнего пафоса или чего-то подобного.

Не важно и какое на данный момент во вселенной время. Да, это очевидно достаточно далёкое будущее, но в этом мире всё ещё присутствует религия как социальный феномен и примитивные животные инстинкты, что делает картину естественной, родной и понятной. Нам неизвестно название корабля и откуда он летит. Его цели, события до и история. Нам вообще не дают почти никакой информации, не пытаясь что-то разжевать и протолкнуть в рот. Фильм наводит интригу, заставляя своего зрителя задержаться с вопросами. Он заставляет тщательно вдумываться в процесс, пытаться вместе с героями искать логические цепочки, делает недвусмысленные намёки, по которым мы и узнаём о событиях.

Кто же истинные герои картины и в чём её сюжет?

Нам показывают абсолютно простых людей. Со своими биологическими потребностями, социальными проблемами, взглядами на мир и со своими слабостями. Одни гибнут, другие паникуют и переживают, третьи геройствуют, четвёртые эгоистично спасают свою шкуру, пятые - максимально уверенные в себе - просто молчат и ждут.

После падения на планету персонажи постепенно становятся ближе и понятнее нам. Простым зрителям. Начинают раскрываться их характеры и мотивы. Но в малых количествах, шаг за шагом, как в хорошем документальном фильме или добротном детективе. Каждый персонаж проходит свой тяжёлый путь и полностью мы можем разобраться в героях только к моменту развязки. Хоть порой и не с первого раза.

Главный герой повествования - второй пилот Каролин Фрай. Ей уделено максимальное количество экранного времени, её конфликт и внутренние противоречия, её борьба, трансформация и пройденный путь вызывают воистину неподдельное восхищение и заставляют сопереживать с каждым сюжетным поворотом раз за разом по новой.

Каролин Фрай

И лишь на втором плане - теневой и на самом деле достаточно второстепенный персонаж, просто заглянувший на огонёк - Ричард Риддик с непростой и очень человеческой судьбой. Персонаж, который для многих стал иконой фильма. Личным героем, кумиром и в целом любимчиком.
Их конфликт с наёмником Джонсом - приятное украшение всего фильма.

Ричард Риддик

Джонс, притворяясь ярым служителем закона, постоянно пытается контролировать всю ситуацию, при любой возможности доминирует и устанавливает свои правила. Ему плевать на мнение людей. Он абсолютно не терпит никакой конкуренции, и разумеется, удерживает на себе главное внимание женской части коллектива.

Уильям Джонс

Но как он ни старается, у него это не получается, потому что рядом находится настоящий, подлинный, неподдельный похититель женских сердец - Риддик. Его внешний вид, движения, взгляды, то, что он говорит и как он говорит, выдают в нём настоящего природного хищника. Дикого охотника, который в любых обстоятельствах готов пробудит в себе внутреннего зверя. И Джонс проигрывает в этом противостоянии, сначала исключительно в переносном смысле, теряя уважение коллектива и зрителя, а потом и в прямом - на поле поединка.

Женщины чувствуют, кто здесь настоящий мужчина, уважают его, признают его силу и власть. Это признаёт даже имам Абу Аль-Валид и даже называет его 'своим богом' (этот момент особенно интересен, но многими не понят и проигнорирован). Это признаёт и совсем юная Джек, с первых минут решившая стать его фанатом и в дальнейшем становится буквально помешана на его характере (Что ещё ни раз покажут в дальнейших частях. Конкретно в фильме "Хроники Риддика" (2004 г.))

И увы есть одно большое "Но"... Риддик не собирался никого щадить. На первый взгляд ему неведомы человеческие эмоции и чувства, он руководствуется разумом и дружит только с действительностью (Хотя в дальнейшем внимательный зритель сможет понять, что это далеко не так. И где-то в душе у Риддика всегда было что-то человеческое). И в последнем бою его противником становятся вовсе не монстры (да-да, фильм вообще не о монстрах), а второй пилот Кэролин Фрай, в которой вдруг проснулся тот самый - настоящий "киношный" герой.

Чем закончилось это противостояние, "спойлерить" не буду, но поверьте, это настоящая драма. Ближайший пример по накалу и сумасшествию - героическая развязка в тоннеле с участием Гормана и Васкез на LV-426.

Что же можно сказать о фильме?

Фильм пришёл к нам словно из прямых 80-х, да 90-х, когда были популярные такие блокбастеры как "Чужой", "Хищник", "Нечто" и другие довольно интересные кинокартины. Из тех времён, когда графика не имела значение, но была поставлена крайне красиво и ярко.

Отдельно отмечу потрясающую работу художников. Красиво и креативно. Даже не смотря на устаревшие спецэффекты - фильм получился крайне богатым на необычные явления. Чего только стоит симуляция чудовищ. Плавность кадров создаёт впечатление, что данные существа вполне реальны и для графики 1999 года это просто... Моё уважение!

Подведём небольшие итоги

Кино про инопланетных страшных монстров оказалось совсем про другое. Они выступают просто необходимым фоном. На самом деле, "выбросив" их полностью из повествования и заменив их на простой голод и холод, ситуация критично не изменится.

Это борьба обычных людей, преследующих свои корыстные интересы, за лидерство и доминантность. За желание выжить и покинуть эту богом забытую планету. Это противостояние сильных характеров, рационального и эмоционального, разумного и излишне импульсивного. Это яростная борьба насмерть с самим собой и своими внутренними противоречиями.

Весь фильм - это пример грамотно составленного полноценного и самодостаточного сценария - одним талантливым автором. Без производственного студийного ада и иных проблем.

Посмотреть можно тут: https://121223.lordfilm3.black/18337-film-chernaja-dyra-1999.html