Неуловимый дизайнер или история Maison Margiela

Кто же такой месье Маржела, неуловимый человек невидимка, один из самых влиятельных дизайнеров индустрии, который предпочёл уйти и навсегда остаться серым кардиналом? Он не боялся бросать вызов модному сообществу, каждый раз доказывая свою гениальность. Мартан Маржела это загадка, которую все ещё пытаются разгадать о том, как ему удалось стать легендой, не ставя такой цели.
Зарождение великого дизайнера или история детства
Начнём с истории детства таинственного творца. И забегая немного вперёд, можно сказать, что все впечатления, полученные Маржелой в детстве, повлияли на ДНК его модного дома. Маленький Мартан родился в бельгийском городе Левин в 1957 году.

Его семья переехала в Генг, где отец Мартана открыл небольшую цирюльню. Неудивительно, что будущий пророк авангарда проводил много времени, смотря на работу своего отца. Потом по инициативе матери в цирюльне появились и парики. Сначала отцу это не понравилось. В конце концов, там стриглись мужчины. Но в итоге он сдался и решил продавать парики по вечерам, уже после закрытия самой цирюльни. Все, что происходило в этой цирюльне, особенно то, как отец работал с волосами,завораживало Мартана, и конечно, сами парики. Небольшой спойлер. Им будет уделено особое внимание в будущих коллекциях.

Что\кто определил будущее Маржелы?
Потом случилось то, что определило будущее Мартана и даже всей модной индустрии. По его воспоминаниям, в 7 лет, смотря телевизор с мамой, он увидел нечто удивительное. На вопрос о происходящем по ТВ, он получил ответ, что это показ какого-то парижского дизайнера. Именно в тот момент он подумал: Парижский фэшн-дизайнер - вот кем я хочу быть. Показ был не кого-то, а самого Андре Куррежа, одного из отцов футуризма.

Особенно Мартана поразили сапоги в сочетании с летним платьем. Но они не были простой парой; это были уникальные культовые сапоги с обрезанными мысами. Сразу после показа Мартан достал свои Барби и, да, вам не показалось: отрезал у всех их куколки «мыски». Однако идея стать fashion-дизайнером приводила каждого в замешательство; родителям даже становилось стыдно. Однажды они попросили Мартана больше так нигде не говорить – и тот послушно выполнил просьбу, хотя внутри ничего для него не изменилось: он продолжал верить в свою идею. Но была одна человек, поддерживающая его во всём — это его бабушка, портниха. Она кроила, конструировала и шила платья; Мартан проводил часы в её мастерской, задавая множество вопросов. Однажды по просьбе внука она даже сшила для куклы платье от Пьера Кардена.

Стилистика была за Мартаном: он покрасил куклам волосы уксусом для сочетания с платьями; возможно, именно бабушка научила Маржела не бояться экспериментов — по его рассказам, она была очень экстравагантной и любила менять цвет своих волос чуть ли не каждый день. Конечно же психологи тут ни при чём, но ясно: Мартан рос в одиночестве и замкнутостью, часто проводя время наедине с собой — мечтая о моде и создавая кукольные образы из бабушкиных остатков ткани. Уже в семидесятых годах он представил своё первое творение – блейзер для Барби. Вдохновением послужили работы Yves Saint Laurent; по словам Мартана, этот блейзер был уже тогда очень близок к стилю его будущих коллекций. К тому времени никто не мог отрицать реальность мечтаний семилетнего мальчика: они трансформировались в вполне серьёзные амбиции и намерения.
Учёба и путь в индустрии моды
Маржела учился в школе искусств Сент Люкас в Хасте, там он подружился с Мариной, и оба они мечтали о моде. С этим связана легенда. Однажды им в руки попала статья о плачевном состоянии бельгийской моды и что единственным лучом света в этом тёмном царстве является Королевская академия изящных искусств в Антверпене. Друзья решили, что именно там они и будут учиться. Мартан поступает в 76 году, а Марина на год позже. Кстати, именно эти двое и ещё пятеро друзей станут трансформаторами мировой индустрии моды, собственно, в эти годы сформировалась культовая антверпенская шестёрка: Анн Демельмейстер, Дрис Ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер Ван Бейрендонк, Дирк Ван Сен и Марина Йи.

И да, в этой шестёрке нет Маржелы, но все считают почему-то, что он там должен быть, а все потому, что после окончания академии он отправился стажироваться у своего кумира Жана Поля Готье в Париж, но к этому ещё чуть позже вернёмся. Пятеро из шести были младше на курс, а Белин он учился вместе с Маржелой, они дружили и творили вместе, вплоть до самого выпуска. Академия многому научила будущих легенд индустрии. По словам самого Маржелы, он пользовался знаниями, которые получил там, на протяжении всей своей карьеры. Они вдохновлялись историческим костюмом и шили буквально из всего, что попадётся им под руку, например, Мартан соорудил свитшот из кухонных полотенец. Но не учёбой единой, так сказать, жили эти студенты. Семёрка активно участвовала в ночной жизни города. Готовясь к очередной вечеринке, они собирались в мастерской Дриса Ван Нотена и создавали наряды, которые были гораздо смелее, чем то, что им преподавали. В академии, было всё: от отборочного шика до образов в стиле панк-рок. Ещё они умудрялись ходить на показы. Тут тоже вход шла вся креативность. Разве могут быть у студентов Вербенской академии проблемы с фантазией? Конечно же, нет. Одна из авантюр была подделка приглашений на показ Жана Поля Готье. По рассказам Маржелы, они распечатали эти приглашения, вырезали нужные формы и наклеили на крышки от йогурта - вуаля, приглашения были готовы, и вся компания оказалась на показе своего идола.
Таким образом, они побывали на показах в Милане, Париже и Лондоне, где, собственно, Ван Берендонк закупался в культовом конце света самой Вивьен Вествуд. Маржела и Иван Берендонк успешно выпустились и получили много положительных отзывов, чего не скажешь об их друзьях. Хотя, как мы знаем, ни Анн, ни Дрис ван Нотен, это не помешало. И в общем-то, их бренды сегодня очень популярные и очень, очень известные, но это совсем уже другая история.
Стажировка у Поля Гатье
Маржела уезжает с чемоданом на вокзал в Париж! Работа у мастера Поля Гатье. Он сразу сказал, что Мартану особо нечего делать у него. Осмотрев его выпускную коллекцию, он подытожил, что пора создавать свой модный дом, но Маржела решил все-таки остаться, и с 1984 по 1987 год он был правой рукой Жана Поля Готье. Он не переставал говорить Маржеле, что "Мартан, ты слишком серьёзен для этого мира", а он особо этого и не отрицал. Возможно, Гатье именно это в нём и нравилось.
Дебютный показ
Дебютный показ Maison Martin Margiela ’SS89 состоялся 23 октября 1988 года в кафе Café de la Gare.

Шоу проходило под трек The Velvet Underground «Guess I’m Falling In Love». Первое, что можно заметить — закрытые лица моделей.

Эта идея — как продолжение концепции Мартина о фокусе внимания на одежде, а не на людях, которые ее создают или носят. Лица моделей прятали волосами, затягивали плотными масками, красили черной краской, отсылая к прямоугольникам, закрывающим глаза на судебных фотографиях.
Шоу было разделено на несколько глав: белая, красная, черная. Белая часть — самая минималистичная и узнаваемая: монохромная палитра и строгий акцент на посадке и крое. Правило распространялось и на красную, и на черную главы, но белая особенно хорошо передавала настроение модного дома. На показе мы видим характерные детали: заостренные плечи, наружные швы, необработанные края, сложный крой и конструктивистские формы. И, конечно, Таби. Чуть ли не самая легендарная обувь в мире появилась в модном доме с первых дней его открытия. Ажиотаж вызвало также платье, созданное из кожаного фартука мясника. «Его первая коллекция стала шоком для всех. Но в то же время это было настоящее открытие. Мартин чувствует наступление нового, будто парящего в воздухе. Он заглянул на десяток сезонов назад, взял самую скучную и повседневную одежду и показал, как по-новому ее можно носить сейчас», — Жир Брюло, владелец бутика Louis в Антверпене. Журналисты говорили о Маржеле как о родоначальнике «destroy fashion», на что сам дизайнер отвечал, что не стремится к разрушению, когда режет старые вещи — он лишь желает подарить им новую жизнь. За время своей работы Маржела создал кукольную коллекцию, адаптированную под реальных людей. Он также шил одежду из карт, постеров, носков, накладных ресниц и меховых шапок, украшал боди мячиками для бадминтона и создавал сумки из мотоциклетных шлемов. В 1989 году Maison Martin Margiela первым в истории получил французскую премию за заслуги в области современной моды.
Главные черты Мартана Маржелы
Приглашения для одного из первых шоу Maison Margiela, осенью 1989-го, были напечатаны под видом рекламного объявления в бесплатной газете. Как только газета вышла в тираж, команда взяла нужное количество, обвела красным цветом блок с объявлением и разослала их. Это стало самым дешёвым приглашением на шоу в истории.

Нетрадиционный подход Maison Margiela просматривался во всём — модели для шоу были не профессионалами, а друзьями из круга общения за пределами мира моды либо просто случайными девушками с улиц. Если сейчас таким никого не удивить, то в 1989-м это было беспрецедентным поведением. Но, конечно, все эти особенности не значили бы ничего без одежды Маржелы.
Maison Margiela с 2009 года по настоящее время
Мартан Маржела официально ушёл в 2009, но по сообщениям команды не принимал участия в жизни модного дома с 2004-го. Первое время над коллекциями работали дизайнеры без единого креативного директора, таким образом сделав образ ещё более загадочным.
Новый креативный директор появился лишь в октябре 2014-го — им стал Джон Гальяно, ранее работавший в Dior. При нём модный дом получил своё современное название, Maison Margiela (до этого оно было Maison Martin Margiela) и больше сфокусировался на высокой моде. Впрочем, это не помешало развитию базовых линеек.

Одна из мужских коллекций (14) — пеок и брюк с долей нестандартных деталей. Забирающее всё внимание молнии, накладки из бумажного материала с ручкой в комплекте, принты необычной формы и многое другое
Документальные фильмы о Maison Margela
В 2017 году состоялась премьера документального фильма «We Margiela» режиссёра Менны Лауры Мейер — она рассказала историю модного дома и о многих его внутренних процессах. Однако сам Маржела участия в съемках не принимал и официально не комментировал картину. В 2019 Мартин Маржела анонсировал выход фильм «Without Compromise», где лично принял участие.
Бренд в 24/25 году
Maison Margiela продолжает оставаться значимым игроком в мире современной моды благодаря своей уникальной способности сочетать авангардные идеи с классическими элементами. Бренд сохраняет верность своим корням, заложенным Мартеном Маржелой, одновременно адаптируясь к новым трендам и потребностям рынка. Сегодня Maison Margiela представляет собой гармоничное сочетание высокого искусства и функциональности, что делает его привлекательным как для ценителей высокой моды, так и для тех, кто ищет качественные базовые вещи.

Comments ()