Русская Эдит Пиаф. Интервью Ирины Зайцевой

Русская Эдит Пиаф. Интервью  Ирины Зайцевой

Сегодня мы подготовили вопросы для актрисы театра «Луна» – Ирины Зайцевой. Потрясающая актриса, певица и просто хороший человек. Её сравнивают с Эдит Пиаф. за счет их схожести в голосе и внешних факторов.

 

Здравствуйте, Ирина! Расскажите о своем пути в профессию. Как вы пришли в театр «Луна»? 

Здравствуйте! В 2000 году я была принята в труппу театра «Луна» в Москве и до сих пор являюсь ведущей актрисой. Ранее это был театр «Луна», а сейчас это театр на Малой Ордынке.

 

Какие роли вызывали наибольшие сложности в вашей работе? А какие, наоборот, давались легко?  

В целом, никакие роли не вызывали особых сложностей, но и слишком легко ни одна роль не дается, поскольку над каждой приходится много работать — будь то актерская, хореографическая или акробатическая роль. Возможно, роли на преодоление были сложнее. Я играла начальницу тюрьмы, жесткую и сексуальную женщину, и эта роль была для меня на преодоление, потому что я никогда не повышала голос на людей. Я была воспитана так, чтобы не кричать и не грубить. Здесь мне нужно было вести себя грубо, резко и агрессивно не только с партнерами на сцене, но и с залом. Важно создавать иллюзию для зрителей, чтобы в финале показать надлом героини и её сложную судьбу. В итоге она оказывается маленькой женщиной с трудной жизнью, и зрители начинают её жалеть и сопереживать. Это, наверное, самое главное, что должно происходить в профессии актёра. Актеры должны любить переживать за своего персонажа, даже если он плохой или отрицательный.

 

Какие роли запомнились вам больше всего?

Главная роль в моей жизни — это Эдит Пиаф, благодаря своей внешней и голосовой схожести. Мне посчастливилось сыграть Пиаф в четырех спектаклях различных стилей и интерпретаций. В феврале выйдет новая премьера — продолжение истории Пиаф и Марселя Сердана под названием «Больше, чем любовь» в театре Сатиры. Это история о легендарном французском боксёре, чемпионе мира, и о том, как они полюбили друг друга. Я также снималась в документальном фильме на канале «Культура», посвящённом этой же теме. Пиаф постоянно сопровождает меня, и нельзя сказать, что она преследует меня, но она неотъемлемая часть моей жизни. Кроме того, на концертах у меня есть большая французская программа, где я исполняю многие песни Пиаф с живыми музыкальными инструментами.

 

Как, на ваш взгляд, должен себя вести идеальный зритель?

На самом деле идеального зрителя не существует. Все люди разные, у них разные мнения, взгляды и воспитание. Главное, чтобы зритель не был равнодушным. Одним может нравиться спектакль, другим — нет, и это нормально. Споры о спектакле или о моем творчестве также имеют место быть. Как говорил драматург и режиссёр спектакля «Эдит Пиаф. Гимн любви» Игорь Афанасьев: «Пусть спорят, главное, чтобы не было равнодушных».

 

Как вы готовитесь к ролям? Есть ли у вас особые методы или ритуалы?

Во-первых, я учу текст, особенно когда речь идет о спектакле с большим количеством французского текста и песен. Времени на подготовку обычно очень мало, и мне нужно быстро выучить как французский, так и русский драматический текст. Я стараюсь, чтобы слова отскакивали от зубов. Для французского языка я работаю с моими друзьями-профессорами, чтобы проверить произношение и сделать его максимально парижским, без акцента и дефектов.

Также я поддерживаю физическую форму, занимаясь хореографией и акробатикой. Несмотря на возврат к роли, я продолжаю тренироваться как на сцене, так и дома, когда есть возможность. Перед спектаклем я всегда прошу о помощи Вову, чтобы все прошло хорошо, и чтобы зрители получили максимальную радость. Я также общаюсь с Эдит, прося её быть рядом и помогать. Затем я перекрещиваюсь и иду на сцену.

Как быстро у вас прошло волнение перед выходом на сцену? Или оно присутствует до сих пор?

Волнение никогда не уходит полностью, но оно становится незначительным. Обычно оно длится всего несколько секунд. Как только я оказываюсь на сцене, волнение проходит, и я чувствую себя, как рыба в воде.

Есть ли у вас кумиры в театре или кино, которые вдохновляют вас на творчество? Кто они?

Моими кумирами в театре и кино, на которых я выросла, являются Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко. Среди тех, кто живет и творит сейчас, меня вдохновляют Ирина Пегова, Ирина Апексимова, моя молодая коллега Валерия Ланская, а также Нонна Гришаева, с которой я хорошо знакома. Конечно, нельзя не упомянуть Инну Чурикову, которая была великолепной драматической и кинематографической актрисой. Среди зарубежных актрис меня вдохновляет Луиза Миннелли.

Что вы думаете о блогерах, которые появляются в фильмах и сериалах, не имея актерского образования? 

Я считаю, что нет ничего плохого в том, что молодежь продвигается. Время меняется, ритм жизни становится другим, всё развивается очень стремительно. Для меня, как человека, выросшего в советскую эпоху, последние 10 лет стали периодом значительных изменений. Современные технологии, скорость передачи информации и восприятие действительно изменили нашу жизнь. Если кто-то без актерского или музыкального образования пробует себя в кино или на сцене, это нормально. Возможно, у такого человека есть природный дар, данный ему Богом или переданный от родителей. Пусть пробуют.

 

Однако проблема возникает, когда отсутствует самокритика. Например, Ольга Бузова — невероятно трудолюбивый человек, и это заслуживает уважения. Но если человек не умеет петь или играть вживую и делает это плохо, то стоит признать это и найти себя в другой сфере. Попробовал — и хватит. 

Раньше, в советское и постсоветское время, существовали комиссии, контролировавшие профессиональный уровень. Людям, которым "не дано", честно говорили об этом и советовали искать другую сферу деятельности. Сейчас же мы часто наблюдаем ярмарку тщеславия. Кто-то говорит: "Мне всё равно, что обо мне думают, я сделаю ещё больше, эпатажнее, громче". Компьютеры подправляют голос, создают иллюзию пения, а человек просто открывает рот под фонограмму. Это превращается в обман зрителей. 

Такие действия ведут к одурачиванию населения, а ещё за это требуют огромных денег. При этом действительно талантливые люди, которых очень много среди молодежи, остаются в тени. Я встречаю их на конкурсах, вижу их выступления, когда нахожусь в жюри, но, к сожалению, о них никто не знает, их не пускают на широкую сцену.

 

Что бы вы посоветовали молодым актерам, которые только начали свой путь?

Молодым актерам я бы посоветовала дерзать и двигаться вперед. Критику нужно слушать, но воспринимать её через фильтр разума, потому что вокруг хватает людей, которые могут обидеть и подорвать веру в себя. Это очень опасно, так как подобные слова способны лишить человека желания творить и развиваться на всю жизнь. 

Важно сохранять веру в себя и в божий замысел. Бог помогает тем, кто не только хочет чего-то достичь, но и готов упорно работать над собой. Особенно это касается тех, кто трудится во благо, в созидании. Когда человек развивается сам и приносит радость и пользу другим, вселенная и Бог обязательно поддерживают его.

Занимаетесь ли вы чем-то творческим помимо актерского мастерства?

Я профессиональный хореограф эстрадно-джазового направления и акробат. В прошлом я также занималась фитнесом и аэробикой. Помимо этого, я профессиональная вокалистка и педагог, окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Как режиссер-драматург, я писала пьесы, ставила свои спектакли, которые зарегистрированы в Российском авторском обществе (РАО) и исполнялись на сценах по всей России. 

В рамках концертной деятельности я выступаю с оркестрами на телевидении и даю концерты. Сейчас у меня есть живая концертная программа с лучшими музыкантами страны — участниками группы Гарика Сукачёва, группы "Аракс", а также солистами оркестров театров имени Вахтангова и "Ленком". 5 января у нас состоится концерт под названием "Русская Пиаф", посвященный французской ретро-музыке. 

Я занимаюсь педагогической деятельностью с ранней юности. Уже в 14–15 лет я была руководителем детского коллектива и работала хореографом-постановщиком, а также обучала вокалу. Я придумывала, ставила номера и руководила экспериментальным детско-подростковым коллективом, который насчитывал 136 детей. Мои ученики выросли, многие выбрали творческие профессии, успешно окончили высшие учебные заведения и академии. Некоторые переехали в Москву или Санкт-Петербург, там получили образование и сейчас успешно работают. 

Самое важное в творческих профессиях — это понимать, что ты несешь в мир. Творчество — это созидание, а не разрушение. Мы должны создавать что-то прекрасное, чтобы вдохновлять людей, улучшать их настроение, помогать им становиться лучше. Когда зрители видят спектакль или слушают музыку, это может стать для них поддержкой. Бывают случаи, когда на концерты приходят тяжело больные люди, некоторые из них находятся на грани жизни и смерти. После выступлений они подходят, берут меня за руки, обнимают, плачут и говорят, что мой голос лечит их, продолжает их жизнь. Это и есть суть нашей профессии. 

Кроме того, я считаю, что нельзя забывать о благотворительности. Нужно помогать людям и поддерживать тех, кто в этом нуждается.